Борис Жихаревич: Развитие регионов – главная цель предстоящего форума стратегического планирования
20 лет назад в российскую практику управления развитием территорий (городов и регионов) проникло стратегическое планирование. Зазвучали поначалу непривычные слова коммуникативное планирование, SWOT-анализ, конкуренция территорий, городской маркетинг, миссия города, целевое видение. Первым стратегическим планом в России стал Стратегический план Санкт-Петербурга, принятый в 1997 году. А сегодня на Форуме стратегов, который пройдет в городе на Неве 23-24 октября, обсуждаются практики стратегического планирования уже десятков российских городов и регионов. Об этом рассказывает научный руководитель Форума стратегов, д.э.н., профессор, директор Ресурсного центра по стратегическому планированию Леонтьевского центра Борис ЖИХАРЕВИЧ.
С первых шагов – к Стратегиям
Среди пяти тематических линий Форума стратегов 2017 третья линия – «Лучшая практика регионального и муниципального стратегирования, новости технологии планирования» – пожалуй, самая востребованная. Начиная с первого форума 2002 года, мы стремились дать слово тем, кто готов поделиться опытом, рассказать о применяемых методах планирования. Если вначале, когда все было в новинку, с интересом воспринимались любые доклады о том, как удалось собрать стейкхолдеров, как прошел SWOT-анализ, и какую удалось выбрать миссию, то теперь участников интересуют уже более тонкие моменты. Такие, например, как увязка документов стратегического планирования, выбор целевых показателей и их значений, инструменты отбора приоритетов, организация коллективной работы больших команд, процедуры поиска ресурсов, схемы мониторинга. С принятием федерального закона №172 появился и блок вопросов о том, как правильно соблюсти его требования.
Возможность поговорить на эти темы с коллегами в рамках заседаний и в кулуарах – один из самых привлекательных факторов Форума стратегов. В программе Форума-2017 для этого созданы все условия.
В двух группах пройдет полуфинал Конкурса городских стратегий 2017. В одной группе сразятся 7 региональных столиц, в другой – 7 нестоличных городов. Зрители смогут выслушать 14 презентаций о том, как разрабатывались и как реализуются новые городские стратегии, принятые уже в условиях действия 172-ФЗ.
В форме смотра-конкурса пройдет мероприятие «Стратегии, изменившие города». Сюда подали заявки такие города, как Томск, Чистополь, Белореченск, Новошахтинск, несколько районов Краснодарского края. Здесь задача участников – представить не столько стратегии, сколько итоги их реализации, показав механизм позитивного влияния стратегии или программы на развитие города или района.
Аналогичная задача ставится перед участниками одноименного мастер-класса. Здесь слово получат широко известные мастера стратегирования, сумевшие использовать инструмент стратегического планирования для ускорения преобразования своих городов. Мастер-класс согласились провести делегации из Новосибирска, где первая стратегия начала создаваться еще в 1998 году, Екатеринбурга, начавшего на пару лет позже, и Казани, где первая стратегия появилась в 2003 году. В этих городах работа со стратегией стала непрерывным процессом и серьезно влияла на их развитие.
В деталях обсудить практику планирования развития субъекта федерации предполагается на примере Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края, разрабатываемой Консорциумом Леонтьевский центр – AV Group с применением лучших современных технологий. В крае проведена беспрецедентная по масштабам полевая работа, позволившая реально вовлечь в стратегирование все муниципальные образования. Дорабатывалась и адаптировалась модель систематизации результатов анализа, структуризации целей и проектов «Галактика», доказавшая свою работоспособность при разработке стратегии Татарстана. Создан мощный информационный портал, помогающий делать стратегию реально «живой». Опробованы различные модели вовлечения молодежи. Определены направления кластерной активации, для всех территориальных зон обозначены флагманские проекты. Совместно с бизнесом отбирались мероприятия для плана реализации. Об этих моментах расскажут руководители края и разработчики, а мнения по поводу проекта стратегии выскажут ведущие российские специалисты, образующие Экспертный совет Форума стратегов 2017, во главе с А.Л. Кудриным.
В определенном смысле продолжением данной акции станет круглый стол «Конкурентоспособность регионов – конкурентоспособность России». Здесь с участием руководителей нескольких регионов, разрабатывающих и реализующих стратегии, пойдет разговор о пользе и вреде межрегиональной конкуренции для обеспечения перехода российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития. Будет представлен очередной раунд исследования «Индекс конкурентоспособности регионов RCI-2017»(AV RCI), опирающегося на ту же методическую основу семи направлений конкуренции, что и модель «Галактика». В этом исследовании сделан специальный акцент на российские полюсы роста, возникающие в процессе кооперации конкурирующих регионов-лидеров и регионов-сателлитов, а также проанализирован опыт внедрения передовых механизмов повышения конкурентоспособности в России и мире. На примере нескольких региональных стратегий будут обсуждены пути повышения региональной конкурентоспособности в условиях перехода к «умной экономике».
Линия не была бы полной, если бы не уделила внимания малым городам, которые объединяют общие проблемы: нехватка рабочих мест, низкая заработная плата, постепенная депопуляция, упадок социальной сферы. Вместе с тем, именно малые города являются хранителями множества российских традиций и культурных практик, значимых для нашего общества. Круглый стол посвящен обсуждению имеющихся инструментов развития и возрождения малых городов, применяемых муниципальными органами управления, бизнесом и общественностью. В том числе, вопросам развития туризма и малого бизнеса, поддержке местных инициативных групп, территориальному маркетингу.
Мероприятия третьей линии охватывают все территориальные уровни стратегирования и позволят получить самую актуальную информацию о лучших практиках планирования.
Особенности российского стратегирования
У российской модели стратегического планирования есть критики, которые ставят диагноз: «в результате «скрещивания» доморощенного, советского в своей генетической основе планово-командного мышления нынешних отечественных руководителей с заимствованными западными образцами стратегического планирования сформировался гибридный подход-мутант, сочетающий в себе черты обоих подходов, – внутренне противоречивый, лишенный конструктивного начала, который не в состоянии принести пользу и чреват серьезными проблемами»[1].
Чтобы понять, насколько верен это диагноз, вспомним, что история территориального стратегического планирования в России насчитывает 20 лет, и может быть разделена на два этапа:
- творческого индивидуального стратегирования» – конец 1990-х–начало 2000-х гг.;
- массового стратегирования по шаблону» – с начала 2010-х гг. до настоящего времени.
В России в начале 2000-х гг. появилось много ярких оригинальных стратегий и концепций развития городов и регионов, большинство из которых можно назвать действительно стратегическими, нацеленными на совместное формирование видения будущего. Чувствовался энтузиазм властей и жителей в поисках импульсов для развития своих территорий.
В период 2005-2010 гг. проходил переход от одного этапа к другому: постепенно индивидуализированные, разработанные по собственной инициативе, стратегии заменялись формальными документами, создаваемыми в более жестких рамках.
С начала 2010-х гг. стали преобладать документы в жанре «за все хорошее». Из них трудно понять суть стратегии, и за счет чего будет осуществлен стратегический прорыв в развитии территории, где приоритетные направления Стратегии из документов о главном превращаются в документы обо всем. К этому подталкивает и 172-ФЗ.
В российской истории стратегического планирования отразилась общая линия изменения идеологии российского государства – от первоначального отторжения советской модели и принятия (иногда бездумного) западных шаблонов планирования к возврату на «особый» путь и появлению той самой гибридной модели, в которой все сильнее проступают черты советского комплексного государственного планирования. Жесткий общий контекст современной России с гиперцентрализацией ресурсов и уменьшением полномочий субъектов федерации и местного самоуправления подталкивает города и регионы к встраиванию в вертикаль и написанию шаблонных стратегий, имеющих большие шансы на софинансирование.
Однако в лучших образцах современных стратегий, таких, например, как стратегии Республики Татарстан или Краснодарского края, удается сочетать огромную творческую коммуникационную работу и формализацию результатов с учетом требований 173-ФЗ. Так что не все гибриды одинаково ужасны, и в российской специфичной среде могут создаваться вполне полезные стратегические документы.
Источник: http://www.gosrf.ru/