Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края
02.02.2017
О стратегии
Стратегическая диагностика развития Краснодарского края
Ценности, приоритеты, целеполагание и сценарии развития Краснодарского края
Макроэкономический прогноз
Диагностика внутреннего (пространственного) развития

Краснодарский край-2030: организация и методика работы

Консорциум Леонтьевский центр – AV Group (LC-AV) с ноября 2016 г. ведет разработку «Стратегии развития Краснодарского края на долгосрочную перспективу».

Создана большая команда Консорциума, привлечены EY, Эксперт Юг, Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, Проектный офис, Институт реформирования общественных финансов, Финансовый университет, Высшая школа экономики, Кубанский государственный университет.

Завершается этап диагностики, осуществляется выработка первичного видения долгосрочной доктрины развития.

Стратегическая диагностика социально-экономического развития выполняется на основе использования Системы управления будущим – AV Galaxy.

AV Galaxy (Галактика) – «живая» модель динамичного взаимодействия внутренней многоуровневой системы развития региона и внешних рынков, где идет конкуренция за рынки и ресурсы по семи направлениям. Модель отражает базовую идею – участие региона в борьбе за позиции в межрегиональной и глобальной конкуренции полюсов роста, в которых развиваются сильные экономические комплексы и кластеры, создаются условия для привлечения и удержания капиталов.

Рисунок 1 – Методическая база разработки Стратегии – модель Галактика (AV Galaxy)

 

Модель позволяет изучать и управлять одновременно внешним контуром конкуренции, где отражаются конкурентные позиции региона относительно других регионов в разрезе семи направлений межрегиональной конкуренции (G1-G7), и внутренней системой развития, нацеленной на укрепление этих позиций за счет реализации проектов в рамках кластеров и базовых экономических комплексов в разрезе территориальных экономических зон.

Семь направлений конкуренции могут быть интерпретированы и применительно к бизнесу (предприятиям, хозяйственным комплексам), и к региону, что делает модель удобным инструментом изучения и описания взаимосвязанных процессов – конкуренции регионов и предприятий.

Работа над Стратегией ведется в формате аналитических исследований и постоянного взаимодействия представителей власти, бизнеса и общества в рамках проектных площадок, использующих форматы стратегических сессий, дискуссионных мероприятий, проектных встреч и точечных интервью. Успешно прошла Первая комплексная четырёхдневная стратегическая сессия с участием более 160 человек: отечественных и международных экспертов, при активном участии местных экспертов, представителей органов региональной и муниципальной власти, а также представителей общественности. 1-2 марта состоялась результативная территориальная стратегическая сессия в городе-курорте Сочи по развитию Сочинской агломерации. 20-21 марта проведена территориальная стратегическая сессия в городе Краснодаре по развитию Краснодарской агломерации, а 24-25 марта – Вторая комплексная стратегическая сессия, посвященная вопросам территориального развития Краснодарского края. 15-16 июня состоялась третья стратегическая сессия. Запущен общественный механизм формирования и обсуждения Стратегии. Проводятся территориальные стратегические сессии во всех экономических зонах Краснодарского края. В октябре в рамках Форума стратегов 2017 в г. Санкт-Петербурге состоится итоговая экспертная сессия Стратегии Краснодарского края.

 

Краснодарский край-2030: стратегическая диагностика

Краснодарский край-2016 – российский регион-лидер, привлекательный для жизни, отдыха и ведения бизнеса, качественно использующий природно-ресурсный потенциал и инвестиции, успешно выполняющий международные и федеральные функции и проекты. С точки зрения глобальной конкурентоспособности край имеет системные проблемы в развитии человеческого капитала, инноваций и пространства

 

Конкурентные преимущества:

  1. Амбиции и опыт российского региона-лидера: большой пятимиллионный внутренний рынок, ежегодно принимающий более пятнадцати миллионов туристов, и транспортно-логистический хаб в центре двадцатимиллионного Южного полюса роста (регионы Юга России, входящие в состав Южного и Северо-Кавказского федеральных округов).
  2. Административный ресурс – опыт успешного выполнения международных и федеральных функций и проектов.
  3. Высокая привлекательность для жизни, отдыха и ведения бизнеса; высокая предпринимательская активность.
  4. Потенциал развития умной экономики.
  5. Богатые и эффективно используемые природные ресурсы (основа развития ключевых экономических комплексов края: торгово-транспортно-логистического, агропромышленного, санаторно-курортного и туристского): компактное сочетание морей, равнин, предгорья и гор.; мягкий климат, чистый воздух и уникальные природные объекты горных и предгорных территорий, месторождения минеральных вод и лечебных грязей, большое видовое разнообразие растительного и животного мира.
  6. Южный форпост России – уникальное геостратегическое положение (пересечение торгово-транспортно-логистических потоков (Европы, Средиземноморья, Ближнего Востока и Средней Азии), морская и сухопутная государственные границы) и высокий уровень развития инфраструктуры (ключевые южные транспортные артерии и порты Азово-Черноморского бассейна).
  7. Высокая инвестиционная привлекательность и развитая кредитно-финансовая инфраструктура края.

Ключевые проблемы:

  1. Низкая глобальная конкурентоспособность ключевых экономических комплексов.
  2. Инертность институциональной системы.
  3. Системные проблемы в области развития человеческого капитала.
  4. Отсутствие экосистемы инноваций.
  5. Высокая антропогенная нагрузка и низкое качество системы устойчивого развития.
  6. Значительные пространственно-инфраструктурные ограничения.
  7. Высокая зависимость от внешних финансовых институтов при недостаточном качестве внутренней системы управления финансами и привлечения инвестиций.

 

Краснодарский край имеет высокий уровень конкурентоспособности и входит в число российских регионов-лидеров, являясь лидером Южного полюса роста. Согласно исследованию AV RCI-2016 Краснодарский край занял второе место в России по уровню конкурентоспособности. Ключевыми конкурентами Краснодарского края являются: Москва, Московская область, Республика Татарстан, Санкт-Петербург, а также Самарская, Свердловская и Ростовская области. При этом с точки зрения глобальной конкурентоспособности край имеет системные проблемы в развитии человеческого капитала, инноваций и пространства. Для оценки глобальной конкурентоспособности Краснодарский край был сопоставлен с семнадцатью зарубежными регионами-аналогами, отобранными для исследования.

Рост конкурентоспособности Краснодарского края на протяжении последнего десятилетия был обеспечен за счет опережающих темпов роста экономики, при высоком потенциале роста ВРП на душу населения, уровня промышленного производства и производительности труда.

Краснодарский край выполняет большое число международных и федеральных функций: транспортировка и экспорт стратегически важных товаров, обеспечение продовольственной безопасности страны, интеграция Крыма в единое экономическое пространство России, организация и проведение важнейших мероприятий политического, экономического, культурного и спортивного характеров. Экономическим центром Краснодарского края и Юга России является город Краснодар. Город-курорт Сочи, де-факто, является городом федерального значения, выполняя целый ряд функций общероссийского масштаба, Столицей Зимней Олимпиады – 2014.

Краснодарский край – большой внутренний рынок в центре двадцатимиллионного Южного полюса роста с положительной динамикой развития на фоне замедления роста внутреннего рынка в ряде регионов-конкурентов. При значительном объеме внутреннего рынка и потенциале внешнего ключевые экономические комплексы края (торгово-транспортно-логистический, агропромышленный, санаторно-курортный и туристский) конкурентоспособны на российском уровне, но имеют системные проблемы глобальной конкурентоспособности (низкая ориентация на конечного потребителя, недостаточное качество продукции и услуг, высокие издержки) при значительном потенциале развития.

Краснодарский край – один из ключевых российских транспортно-логистических хабов, отличается высокой активностью на внешних рынках, при устойчивом росте экспорта и значительном потенциале, при этом объем экспорта (особенно, высоко технологического) недостаточен.

 

G1. Рынки: конкурентные позиции ключевых экономических комплексов.

Торгово-транспортно-логистический комплекс Краснодарского края обеспечивает реализацию внешнеполитических и экономических интересов края и Российской Федерации, а потребительский рынок региона – один из важнейших источников поступления денежных доходов в краевой бюджет. По обороту розничной торговли Краснодарский край занимает первое место в ЮФО и третье – по России. Стремительно развиваются крупные торговые сети краевого, федерального и даже мирового масштаба. Оборот розничных торговых сетей превышает 20% от общего объема оборота розничной торговли. Международный транзитный потенциал региона в первую очередь обеспечивается морским и железнодорожным транспортом. Морские порты края обеспечивают прямой выход через Азовское и Черное моря на международные внешнеторговые пути и перерабатывают более 35% внешнеторговых российских и транзитных грузов морских портов России, обслуживают около трети российского нефтеэкспорта. По территории края проходят важнейшие железнодорожные маршруты федерального значения, которые ориентированы в сторону морских международных портов края и курортов Черного и Азовского морей. Инфраструктура края вносит существенный вклад в повышение «связности» территории страны, а транзитный потенциал инфраструктуры морского и железнодорожного транспорта Краснодарского края выделяется на фоне аналогичных объектов других регионов России. Трубопроводный транспорт представлен международным нефтепроводом «Тенгиз – Новороссийск» и газопроводом «Россия – Турция» («Голубой поток»). Воздушный транспорт Краснодарского края представлен пятью аэропортами, три из которых являются международными (Краснодар, Сочи, Анапа). На данный момент необходима комплексная реконструкция существующих железных и автомобильных дорог, кроме того значительным вызовом для комплекса является строящийся транспортный переход через Керченский пролив – мост с железнодорожным и автодорожным проездами.

Рисунок 3 – ТТЛК: ключевые показатели развития экономического комплекса

Рисунок 4 – СКТК: ключевые показатели развития экономического комплекса

Санаторно-курортный и туристский комплекс. Краснодарский край – один из лидеров российского туристического рынка (прежде всего, в сегменте пляжного туризма), обладающий уникальным сочетанием рекреационных ресурсов (благоприятные природные условия, протяженное морское побережье, горы, минеральные и термальные воды, лечебные грязи), развитой туристской инфраструктурой (в пик летнего сезона емкость курортов края может достигать 500 тыс. мест) и широко известными (в т.ч. за рубежом) туристическими брендами, демонстрирующий уверенный рост туристского потока на протяжении последних лет. Развитие комплекса сдерживается наличием ряда проблем, таких как недостаточная глобальная конкурентоспособность (низкий уровень сервиса при высокой цене, высокая доля транспортной составляющей в цене туристского продукта), ярко выраженный сезонный характер деятельности курортов, недостаточная степень диверсификации туристского продукта и нехватка развлекательной инфраструктуры (особенно в межсезонье), ограничения транспортной и инженерной инфраструктуры, недостаточный объем инвестиций в развитие комплекса.

Агропромышленный комплекс Краснодарского края обеспечивает более 7% объема валовой сельскохозяйственной продукции России, обладая 4,6% посевных площадей. Благоприятные природные условия и развитая материально-техническая база, обеспечивают лидерство Краснодарского края в производстве продукции сельского хозяйства в России (первое место в производстве продукции растениеводства, третье место по производству продукции животноводства). Пищевая промышленность края формирует более 5% общероссийского производства продуктов питания или 30% всего промышленного производства в Краснодарском крае. Преобладают масложировая, молочная, мясная, сахарная, плодоовощная и консервная промышленность. Однако загрузка предприятий пищевой промышленности составляет 60-80% от существующих мощностей вследствие недостатка качественного сырья. Одной из проблем является сырьевая специализация экспорта, в основе которой лежат зерновые и злаки (96%), тогда как продукция пищевой промышленности занимает менее 4%.

Рисунок 5 – АПК: ключевые показатели развития экономического комплекса

Комплекс отраслей промышленности Краснодарского края включает промышленные предприятия советского периода, пытающиеся найти свое место на рынке, а также современные производства, построенные с привлечением иностранного капитала. Наиболее перспективные из них – в химической, лесной промышленности и машиностроении, проводят модернизацию и создают новые производства, но объемы инвестиций (порядка 2% от общего объема в крае) недостаточны для развития. По объемам промышленного производства Краснодарский край, начиная с 2012 г., удерживает первое место в ЮФО, опережая Ростовскую и Волгоградскую области более чем на 15%, и занимает 16 место среди регионов Российской Федерации.

Рисунок 6 – КОП: ключевые показатели развития экономического комплекса

Рисунок 7 – ТЭК: ключевые показатели развития экономического комплекса

Топливно-энергетический комплекс Краснодарского края надежен и сбалансирован. По количеству разведанных месторождений край занимает лидирующую позицию, по добыче – третье место, по производству нефтепродуктов – второе в ЮФО. Энергоемкость края в 1,5 раза выше среднемирового уровня и в 2-2,5 раза выше, чем в развитых странах, край энергодефицитен, при этом потенциал энергосбережения составляет не менее 40%.

Комплекс строительства и ЖКХ Краснодарского края. Интенсивными темпами ведется жилищное и промышленное строительство, развивается коммунальная инфраструктура – на протяжении последних пяти лет Краснодарский край лидирует по вводу жилья – первое место в ЮФО и второе место в Россий, а также занимает шестое место в стране по объемам строительно-монтажных работ. Олимпийским наследием для региона стали обновленная инфраструктура, новые технологии проектирования и строительства, практика применения современных материалов и конструкторских решений. Сегодня край обладает уникальным опытом, технологиями и компетенциями в строительстве. В Краснодарском крае выпускается широкая номенклатура строительных материалов. Комплекс характеризуют высокая деловая и инвестиционная активность девелоперов, наличие сырьевой базы для производства строительных материалов, а также рост их производства, стабильность и высокий уровень предоставления жилищно-коммунальных услуг. Перспективы комплекса предполагают экспорт строительных материалов и выход на новые рынки сбыта, а также рост производительности труда и умения ориентироваться на объемы рынка.

Рисунок 8 – КСЖКХ: ключевые показатели развития экономического комплекса

Комплекс социальных и инновационных услуг Краснодарского края объединяет трудоемкие виды деятельности (образование и здравоохранение, научные исследования и разработки, информационные технологии, услуги связи, сферу государственных, деловых, социальных и персональных услуг), от которых зависит качество жизни населения. Образование и здравоохранение должны в будущем быть драйверами роста.

Система образования края представлена одной из крупнейших в России образовательных сетей, охватывающей все уровни образования. В регионе накоплен значительный опыт в реализации инновационных проектов в образовательной сфере. Вместе с тем, существует дефицит образовательных учреждений и педагогических кадров, который в связи с ростом численности населения увеличивается. Краснодарский край имеет существенный потенциал роста и при правильном позиционировании в отдельных нишах высшего и дополнительного образования может существенно увеличить объем образовательных услуг.

Система здравоохранения Краснодарского края характеризуется относительно развитой сетью медицинских организаций, в том числе, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь. Современная система профилактики заболеваний позволила снизить в крае смертность от предотвратимых причин. Однако сохраняющийся дефицит медицинских кадров, необходимость оптимизации сети медицинских организаций, низкая инновационная активность не позволяют краю выйти в российские лидеры здравоохранения. Решение данной проблемы видится в консолидации ведущих медицинских организаций, учреждений образования и санаторно-курортного сектора в рамках медицинского кластера.

Инновационная инфраструктура Краснодарского края представлена ограниченным набором структур, обеспечивающих генерацию инноваций. Для качественного прорыва региону необходимо сфокусировать внимание на поддержке инновационной инфраструктуры, обеспечить взаимодействие научно-образовательных организаций и бизнеса, привлечь институты венчурного финансирования. Наиболее динамично растут деловые и персональные услуги, а также государственное управление, сфера прочих услуг и безопасность.

Рисунок 9 – КСИУ: ключевые показатели развития экономического комплекса

G2. Институты. Краснодарский край обладает стабильной институциональной системой, обеспечивающей высокое качество взаимоотношений с федеральным центром, успешную реализацию международных проектов и высокую привлекательность для бизнеса. Система государственного управления Краснодарского края выстроена и является стабильной. У региональных институтов власти сформировался консервативный имидж, связанный с опорой на старые устоявшиеся традиционные ценности, неприятием реформ и преобразований. Наблюдаются системные недостатки качества стратегического управления и низкий уровень внедрения современных институциональных мер, например, направленных на развитие кластерных инициатив и проектного управления. Документы регионального развития не сфокусированы на новых приоритетах и направлениях, которые могли бы дать максимальный результат и более эффективно использовать сильные стороны, возможности Краснодарского края и Южного полюса роста. По существу, в большинстве программ предлагается «донастроить» существующую экономическую систему, которая формировалась еще в советские времена. Также можно отметить низкий уровень освоения запланированных средств, что является проблемой планирования и исполнения расходов на реализацию государственных программ.

Относительная численность работников органов государственной власти и местного самоуправления в Краснодарском крае ниже, чем в среднем по России и ЮФО.

Необходимо повышать эффективность управления государственной собственностью: более активно вводить в хозяйственный оборот земельные участки, усилить контроль эффективности использования объектов недвижимости и обеспечить приватизацию их неиспользуемой части, а также приватизацию государственных унитарных предприятий и пакетов акций хозяйственных обществ, повысить эффективность «громоздкой» сети краевых бюджетных учреждений, стимулировать развитие механизмов государственно-частного и муниципально-частного партнерства. В Краснодарском крае постепенно нарабатывается практика партнерства в социальной сфере, и в реализации инфраструктурных проектов в коммунальном хозяйстве. Однако потенциал использования этих механизмов привлечения внебюджетных ресурсов недоиспользован. Мероприятия по привлечению добровольных пожертвований и спонсорских средств в Краснодарском крае также не носят системного характера.

В крае наблюдается высокая активность предпринимательства (как на базе крупного, так и среднего, и малого бизнеса) при значительных возможностях дальнейшего развития.

G3. Человеческий капитал. Краснодарский край привлекателен для жизни и отдыха, обладает более чем пятимиллионным многонациональным толерантным населением, отличается стабильным ростом численности постоянного населения, в первую очередь, за счет миграции, а также ростом числа курортников и туристов, ежегодно посещающих край. В то же время, с точки зрения глобальной конкурентоспособности, уровень развития человеческого капитала недостаточен (низкая производительность труда и инновационная эффективность, вовлеченность, востребованность интеллекта, средние жилищные условия, качество инфраструктуры здравоохранения, образования, социальных услуг, а также наличие экологических проблем).

Основными факторами привлечения человеческого капитала в край остаются природные условия и наличие рабочих мест. Темпы роста населения опережают темпы роста социальной инфраструктуры, нарастает дефицит услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры и спорта. Необходим рост расходов на оказание государственных услуг в сферах здравоохранения, образования и социальной политики, учитывающий большое число временно проживающих (в частности, отдыхающих).

Система образования Краснодарского края имеет нереализованный потенциал. Наличие крупных вузов позволяет говорить в возможностях нишевого лидерства системы высшего образования по отдельным направлениям (медицина, агропром, туризм).

Система здравоохранения – одна из наиболее развитых на Юге России (характерна высокая, растущая доля расходов бюджета на здравоохранение). Качественная система профилактики наиболее распространенных заболеваний позволила снизить уровень смертности от предотвратимых причин. Имеется развитый сектор частной медицины, качество услуг которого создает конкуренцию государственному сектору. Дальнейшее развитие системы добровольного медицинского страхования становится драйвером развития частной медицины. Вместе с тем, уровень инновационной активности в медицинских организациях, несмотря на наличие крупного медицинского вуза, остается невысоким.

Спортивная инфраструктура края, являющаяся объектом пристального внимания федерального центра, была существенно модернизирована и расширена. Необходимо решить ряд проблем, связанных с доступностью объектов в сфере физической культуры, развитием массового спорта, усилением кадрового потенциала спортивно-оздоровительной инфраструктуры.

Сфера культуры Краснодарского края, рассматриваемая в двух аспектах (как часть турпродукта края и показатель качества среды), может стать драйвером развития и инвестиционно привлекательным направлением. В крае существует не имеющий аналогов в России неудовлетворенный спрос на услуги в сфере профессиональной культуры (5 млн население и 15 млн туристов).

G4. Инновации и информация. Краснодарский край имеет развитую информационно-коммуникационную систему при значительных проблемах инновационной экосистемы и низком уровне разработки и внедрения инноваций научными школами и бизнесом. Недостаточно внимания уделяется стимулированию создания и развития «умной экономики». Низкий уровень конкурентоспособности инновационной системы региона является одной из ключевых проблемных зон.

G5. Природные ресурсы и устойчивое развитие. Краснодарский край – это богатые и эффективно используемые природные ресурсы, компактное сочетание морей, равнин, предгорья и гор создающие основу для ключевых экономических комплексов края: торгово-транспортно-логистического, агропромышленного, санаторно-курортного и туристского. В последние годы в крае наблюдается значительный рост антропогенной нагрузки на природную среду, обуславливаемый увеличением масштабов хозяйственной деятельности, численности населения, туристов, объемов грузовых и пассажирских перевозок, включая транзитные. В регионе не работают принципы устойчивого развития. Дальнейший рост плотности населения и активная экономическая деятельность могут привести к дефициту земельных ресурсов, находящихся в хозяйственном обороте. Увеличение антропогенной нагрузки на природную среду уже приводит к ухудшению параметров экологической ситуации, что негативно сказывается на качестве жизни населения, и может негативно отразиться на конкурентоспособности ведущих отраслей экономики.

G6. Пространство и реальный капитал. Краснодарский край – Южный форпост России, занимает уникальное геостратегическое положение: пересечение торгово-транспортно-логистических потоков, морская и сухопутная государственные границы, и имеет высокий уровень развития инфраструктуры. На общероссийском фоне край отличается высоким уровнем развития транспортной и инженерно-энергетической инфраструктур. В то же время, темпы развития транспортной инфраструктуры отстают от роста потребностей населения и экономики. Автодорожная сеть не в состоянии выдержать пиковые нагрузки в период курортного сезона. Регион не обеспечивает потребности в электроэнергии (за счет источников генерации на территории региона) и в нефтепродуктах. Не достигнута пока и полная газификация территории. Неудовлетворительно состояние систем водоотведения, очистные сооружения не в состоянии повсеместно обеспечивать должный уровень качества очистки сточных вод. Обостряются проблемы, связанные с утилизацией и переработкой бытовых отходов. Инженерно-энергетическая инфраструктура коммунального хозяйства муниципальных образований региона характеризуется очень высокой степенью износа.

Планировочная структура городов Краснодарского края отличается архаичностью, не способствует формированию высокого качества жизни, не отвечает современным требованиям устройства городской среды (высокая плотность застройки, нехватка общественных пространств и пр.). Многие города края по планировочной структуре представляют собой сильно разросшиеся в размерах сельские поселения. Например, по обеспеченности площадью парков и зеленых насаждений в расчете на жителя Краснодарский край среди регионов России занимает место в седьмом десятке.

В регионе стихийно сложились условия развития нескольких агломераций, в первую очередь Краснодарской и Сочинской. Идет проработка нового зонирования территории с выделением краевых агломераций, зон их влияния, а также территорий трансграничного сотрудничества и нового развития.

G7. Инвестиции и финансовый капитал. Краснодарский край – высоко инвестиционно привлекательный регион, имеющий развитую кредитно-финансовую инфраструктуру, эффективно использующий финансовые ресурсы. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» включило Краснодарский край в тройку ведущих субъектов Российской Федерации по оценке качества инвестиционного климата, также край получил положительную оценку инвестиционных рисков, преимущественно на основе низких криминальных, социальных и финансовых рисков.

Финансовая система Краснодарского края развита, но есть проблемы качества и управления региональными финансами. Доходы консолидированного бюджета Краснодарского края позволяют относить его к категории регионов, имеющих наиболее существенные доходные источники. Однако для региона характерны низкие темпы роста доходов консолидированного бюджета. При этом край с 2009 г. имеет проблему дефицитности краевого бюджета и не располагает, в достаточной мере, собственной финансовой базой, необходимой для обеспечения устойчивого социально-экономического развития. Наблюдается низкая доля собственных средств в инвестициях в основной капитал, сформирован большой государственный долг, который в течение продолжительного периода времени будет сдерживать развитие края. Для государственного долга Краснодарского края характерна высокая доля банковских кредитов, что само по себе является проблемой. В крае сравнительно небольшая задолженность более дешевых в обслуживании государственных облигационных займов.

Регион находится в сильной зависимости от инвестиций и иных финансовых ресурсов, поступающих по линии деятельности федеральных учреждений и крупнейших российских компаний государственного и частного секторов экономики. Наметился отрицательный тренд в динамике привлечения инвестиций, что требует перенастройки системы привлечения и сопровождения инвестиций.

С учетом большого числа международных и общегосударственных (федеральных) функций, выполняемых Краснодарским краем, и недостатка собственных финансовых ресурсов, ему требуется оказание более весомой поддержки со стороны федерального центра.

Ценности и приоритеты

Стратегия развития Краснодарского края опирается на ценности и принципы, зафиксированные в Уставе Краснодарского края, являющемся государственно-правовой основой социально-экономической, политической и культурной жизни края, выражающем волю и интересы населения Краснодарского края, признающим Краснодарский край неотъемлемой составной частью Российской Федерации. В Уставе утверждаются принципы правового государства и гражданского общества, ориентированные на социально-экономическое, политическое и культурное развитие края, учитывающее уникальные природные богатства и историко-культурные ценности края и необходимость их рационального использования в интересах всего населения края и будущих поколений его жителей.

Человек – высшая ценность Стратегии. Создание благоприятных условий для развития и совершенствования, привлечения и удержания человеческого капитала, талантов и компетенций в «конкурентной орбите» Краснодарского края – высшая цель Стратегии.

Приоритеты и цели развития Краснодарского края согласованы с приоритетами и целями развития Российской Федерации, сформулированными в таких документах как: Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, а также в других долгосрочных отраслевых стратегиях, концепциях и доктринах, принятых и утвержденных на федеральном уровне.

Стратегические приоритеты России можно сгруппировать в нескольких блоках, которые находят отражение в приоритетных темах Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края (табл.).

Таблица 1 – Отражение стратегических приоритетов России в Стратегии Краснодарского края

Приоритетные направления Стратегии Стратегические приоритеты России (выдержки)
Рынки – основные направления экономического развития; расширение интеграции (межрегиональных и внешнеэкономических связей):

·       Развитие приоритетных экономических комплексов. Диверсификация экономики (высокая доля частной предпринимательской инициативы).

·       Открытая экономика (активные международные и межрегиональные связи), глобализация как стимул конкурентоспособности.

·       Рост уровня доверия как фактор экономического развития: развитие кластерных отношений, коллективного управления, обучение сотруенции (сотрудничеству конкурентов).

·       Экономический рост и повышение конкурентоспособности России на мировых рынках, развитие традиционных и новых отраслей экономики России.

·       Модернизация экспортно-сырьевой модели развития и снижение зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры.

·       Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство.

·       Осуществление рационального импортозамещения, снижение критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции.

·       Обеспечение продовольственной безопасности.

Институты – основные направления развития институциональной среды; развитие благоприятной среды для малого и среднего предпринимательства:

·       Рост уровня доверия в обществе.

·       Идентичность, узнаваемость, известность.

·       Низкие барьеры для карьерного роста, предпринимательства, инвестиций.

·       Баланс интересов региональных элит, толерантность.

·       Эффективная система управления будущим.

·       Развитие предпринимательства (на уровне крупного, среднего и малого бизнеса).

·       Управляемая модернизация.

·       Равенство конфессий.

·       Взаимовыгодное сотрудничество с федеральным центром.

·       Системное решение вопросов, связанных с коррупцией, значительное сокращение «теневой экономики».

·       Снижение централизации государственного управления, делегирование полномочий в интересах повышения скорости принятия решений при внедрении принципов проектного управления, управления «на результат» и государственно-частного партнерства).

·       Совершенствование законодательной и нормативной правовой базы, повышение эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, усиление значимости институтов гражданского общества.

·       Защита законных прав и интересов граждан, повышение уровня законопослушности населения, улучшение работы судебной системы, активизации территориального общественного самоуправления.

·       Развитие предпринимательства. Стимулирование развития малого и среднего предпринимательства в производственной сфере путем снижения расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, ее поддержку на этапе становления за счет снижения налоговой нагрузки, создания бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков, формирования спроса на продукцию малых и средних предприятий, расширения доступа к закупкам государственных компаний, участия в реализации крупных проектов

·       Повышение привлекательности российской юрисдикции, совершенствование условий для предпринимательской деятельности, развитие конкуренции.

·       Безопасность государства, граждан и общества.

Человеческий капитал – основные направления развития социальной сфер:

·       Образованное, предприимчивое, активное, талантливое, креативное население.

·       Комфортные условия для жизни, здоровая окружающая среда, безопасность; ценности здорового образа жизни и эффективное здравоохранение.

·       Поликультурность. Богатство культуры кубанского казачества.

·       Система образования мирового уровня – «Образование всю жизнь» (всеобщее качественное образование, включая иностранные языки).

·       Система управления миграционными потоками, привлечение и удержание талантов.

·       Управление талантами.

·       Поддержка вертикальной и горизонтальной мобильности по способностям и компетентности.

·       Просвещение элит.

·       Повышение качества жизни российских граждан.

·       Создание условий для развития личности.

·       Обеспечение высоких стандартов благосостояния человека, социального благополучия и согласия.

·       Обеспечение баланса интересов коренного населения и трудовых мигрантов, в том числе иностранных граждан, с учетом их этнических, языковых, культурных и конфессиональных различий, совершенствование миграционного учета, обоснованное территориальное распределение трудовых мигрантов исходя из потребностей регионов в трудовых ресурсах.

·       Развитие здравоохранения и укрепление здоровья населения Российской Федерации.

·       Сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности.

·       Сохранение и развитие общероссийской идентичности народов Российской Федерации, единого культурного пространства страны.

·       Повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве.

Инновации и информация – основные направления развития научно-инновационной сферы:

·       Развитие умной экономики.

 

·       Формирование новой эффективной экономики, основанной на знаниях, развитие инновационной деятельности, высокотехнологичных секторов экономики, предпринимательства как основного проводника массовых инноваций.

·       Развитие новых высокотехнологичных отраслей.

Природные ресурсы и устойчивое развитие – основные направления рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности и устойчивости развития:

·       Устойчивое природосообразное развитие.

·       Резервирование ресурсов для будущего.

·       Расширение и выравнивание доступа к ресурсам.

·       Сохранение и восстановление природных систем, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для жизни человека и устойчивого развития экономики.

·       Ликвидация экологического ущерба от хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.

Пространство, реальный капитал – основные направления пространственного и инфраструктурного развития:

·       Мировая известность Сочи и Краснодара.

·       Разнообразная среда (различные типы поселений, общественные пространства в городах).

·       Высокая связность регионального пространства.

·       Доступность мировых центров (международный аэропорт).

·       Полицентричное развитие, учитывающее центральное ключевое геостратегическое положение региона, при акценте на территориальные зоны роста и их связанность.

·       Транспортная доступность всех типов поселений внутри края и надежные связи с соседними регионами.

·       Удобная безопасная городская среда с общественными пространствами, способствующими коммуникации и доверию.

·       Сохранение и развитие сельской местности как за счет традиционных, так и не сельскохозяйственных видов деятельности.

·       Создание вариантов политики в отношении населенных пунктов, теряющих экономическую базу.

·       Сбалансированное пространственно-территориальное развитие.

·       Развитие особых экономических зон и зон опережающего развития, поддержка территориальных экономических кластеров, создание систем управления агломерационными процессами.

·       Формирование единого транспортного пространства на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры и роста уровня транспортной связности Российской Федерации, создание транспортных коридоров и мультимодальных транспортно-логистических узлов, увеличение объема и повышение качества дорожного строительства.

·       Повышение уровня энергетической безопасности.

Инвестиции, финансовый капитал – основные направления финансово-бюджетного и инвестиционного развития:

·       Финансовая устойчивость и эффективность.

·       Сбалансированность бюджетной системы.

·       Высокая инвестиционная привлекательность.

·       Укрепление финансовой системы, обеспечение ее суверенитета, устойчивости валютного курса рубля, оптимизацию валютного регулирования и контроля, снижение инфляции, развитие национальной инфраструктуры финансовых рынков, снижение банковских ставок, повышение уровня прямых инвестиций, доступности кредитования за счет «длинных» денег, привлечение внутренних накоплений, деофшоризацию экономики, возврат российского капитала и сокращение его вывоза за рубеж.

·       Обеспечение сбалансированности бюджетной системы и совершенствование межбюджетных отношений в Российской Федерации национальной финансовой и бюджетной системы.

·       Повышение инвестиционной привлекательности.

 

 

Краснодарский край-2030 и Стратегия России

Краснодарский край будет ставить перед собой задачи по обеспечению лидерства в развитии и привлечении человеческого капитала. Край готов быть пилотным регионом в рамках глобальных проектов развития человеческого капитала: стимулировании развития модели «обучение всю жизнь» и модели «развития молодых талантов и предпринимателей» с целью обеспечения глобального технологического лидерства России.

Краснодарский край готов быть пилотным регионом развития «умной экономики»: кластерной активации в приоритетных направлениях и стимулировании развития высокотехнологических бизнесов, создании модели государственного управления третьего поколения на базе региональной информационной платформы.

Краснодарский край – лидер Южного полюса роста. В Стратегии будет прорабатываться задача по повышению качества взаимодействия с соседними регионами. Будет усиливаться международная интеграция.

Краснодарский край будет делать ставку на развитие агломераций, сбалансированное территориально-пространственное развитие городов и сельских поселений.

Краснодарский край будет вести активную кластерную активацию в рамках Южного полюса роста по следующим направлениям:

  • Развитие Южного агропромышленного кластера.
  • Развитие туристско-рекреационного кластера Юга России.
  • Развитие Южного торгово-транспортно-логистического коридора (кластера).
  • Развитие кластера умная промышленность Юга России.
  • Развитие кластера социальных и креативных индустрий Юга России.

 

 

Главная стратегическая цель Стратегии

Главная стратегическая цель Стратегии (видение целевого состояния):

Краснодарский край-2030 – глобальный устойчивый конкурентоспособный регион умных, здоровых и творческих людей, магнит для талантов и предпринимателей, лидер Южного полюса роста России

 

 

Стратегическое видение в разрезе семи направлений конкуренции

G1. Рынки: Ключевые экономические комплексы края конкурентоспособны на российском рынке, лидеры – глобально конкурентоспособны. Сформированы сбалансированные кластеры-лидеры развития Южного полюса роста.

  • Один из мировых регионов-лидеров развития умного и экологизированного АПК, обеспечивающего продовольственную безопасность страны, трансформирующегося от сырьевого производства к производству и выводу на российский и глобальные рынки уникальной, безопасной «Кубанской продукции».
  • Глобально конкурентоспособный всесезонный инновационный туристический центр, лидер туристического рынка России.
  • Образовательный, медицинский и инновационный центр Южного полюса России, привлекающий широким спектром услуг и обеспечивающий высокое качество жизни в соответствии с мировыми стандартами. Российский регион-лидер развития креативных индустрий на базе «умной экономики» и культуры.
  • Южный экспортно-импортный хаб – один из ключевых евразийских транспортно-логистических узлов.
  • Развитый регион умной экологически чистой промышленности, ориентированной на потребности социума, имеющий высокую конвергенцию с ключевыми экономическими комплексами (агропромом, курортами и туризмом, транспортом, логистикой и строительством).
  • Регион, обладающий экологически чистым, энергоэффективным топливно-энергетическим комплексом, обеспечивающим потребности социума и человека, использующим инновации и зеленую энергетику для сохранения природы.
  • Регион умного и эффективного производства строительных материалов, строительства и ЖКХ.

G2. Институты. Край предпринимательства (на уровне крупного, среднего и малого бизнеса), конкурентоспособных кластеров и эффективного государственного управления на основе сбалансированной системы государственных, частных и государственно-частных институтов.

G3. Человеческий капитал. Край лидирует в накоплении человеческого капитала как ключевого актива и основы долгосрочной конкурентоспособности. Жители края – открытые, мотивированные, ценящие здоровье, семью и дружеское общение, наслаждающиеся долголетием и умеющие находить баланс консервативного и прогрессивного.

G4. Инновации и информация. Край умной экономики, основанной на стимулировании обучения на протяжении жизни и развитии молодых талантов и предпринимателей, обеспечивающих глобальное технологическое лидерство России.

G5. Природные ресурсы и устойчивое развитие. Территория устойчивого развития, оптимально использующая природные ресурсы.

G6. Пространство и реальный капитал. Центр Южного полюса роста, территория высокого качества жизни, обладающая устойчивой системой расселения в рамках «умных городов и сел», созданных для людей, сохраняющих и развивающих поликультурные традиции и природу Кубани и Черноморского побережья. Сбалансированное территориально-пространственное развитие обеспечивает высокую конкурентоспособность среды и возможности внешней глобальной интеграции. Инфраструктура глобально конкурентоспособна. Производственные фонды эффективно используются.

G7. Инвестиции и финансовый капитал. Эффективная инвестиционная среда, ориентированная на инновации в традиционных и новых секторах экономики. Край и его ключевые субъекты инвестиционно привлекательны на мировом уровне. Бюджет края сбалансирован и имеет низкую зависимость от федерального уровня.


  • На заседании была представлена Стратегия, которая по мнению экспертов, как сторонних, так и тех, которые будут её реализовывать, ориентируется на пространственное развитие и умную экономику. Специалистами была отмечена высокая амбициозность Стратегии, а губернатор Краснодарского края Вениамин Иванович Кондратьев отдельным образом подчеркнул стремление к значительным показателям, которое позволит двигаться вперёд опережающими темпами.
    26.10.2017
    20 лет назад в российскую практику управления развитием территорий (городов и регионов) проникло стратегическое планирование. Зазвучали поначалу непривычные слова коммуникативное планирование, SWOT-анализ, конкуренция территорий, городской маркетинг, миссия города, целевое видение. Первым стратегическим планом в России стал Стратегический план Санкт-Петербурга, принятый в 1997 году. А сегодня на Форуме стратегов, который пройдет в городе на Неве 23-24 октября, обсуждаются практики стратегического планирования уже десятков российских городов и регионов.
    20.10.2017
    Конкурс даёт возможность жителям и гостям Краснодарского края предложить видение будущего человека, региона или мира в целом. Лучшие идеи будут рекомендованы в качестве предложений для включения в Стратегию.
    16.09.2017
  • Губернатор Вениамин Кондратьев провел встречу с Советом нового созыва Общественной палаты края. На совместном совещании были обозначены основные направления работы власти и объединения, сообщает пресс-служба администрации края
    14.11.2017
    На заседании была представлена Стратегия, которая по мнению экспертов, как сторонних, так и тех, которые будут её реализовывать, ориентируется на пространственное развитие и умную экономику. Специалистами была отмечена высокая амбициозность Стратегии, а губернатор Краснодарского края Вениамин Иванович Кондратьев отдельным образом подчеркнул стремление к значительным показателям, которое позволит двигаться вперёд опережающими темпами.
    26.10.2017
  • О САЙТЕ

    Сайт создан в рамках разработки "Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края". Основные задачи сайта – обеспечение максимальной открытости процесса разработки Стратегии, информирование общественности об этапах работы, а также привлечение к обсуждению широких кругов заинтересованных участников. Мнение создателей сайта может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций и участников обсуждений. Использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.