Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края
02.02.2017
О стратегии
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД
версия 1.3 (полная)
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД
версия 1.3 (краткая)

Краснодарский край-2030: организация и методика работы

Консорциум Леонтьевский центр – AV Group (LC-AV) разработал Стратегию социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 г.

Команда Консорциума привлекла к разработке Стратегии EY, Эксперт Юг, Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, Проектный офис, Институт реформирования общественных финансов, Финансовый университет, Высшую школу экономики, Кубанский государственный университет.

Стратегия социально-экономического развития выполнена в рамках единой методики оценки и повышения конкурентоспособности региона – «Живой» системы управления будущим AV Galaxy.

Методика разработана Консорциумом Леонтьевский центр – AV Group на основе развития подходов классиков теории межрегиональной и глобальной конкуренции и территориального развития Ф. Перру, М. Портера, Й. Шумпетера и др. и многолетней практики стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

«Живая» система управления будущим AV Galaxy – интегральный методический подход, направленный на оценку и повышение конкурентоспособности региона и его отраслей специализации. Система отражает базовую идею – участие региона в борьбе за позиции в межрегиональной и глобальной конкуренции полюсов роста, в которых развиваются конкурентоспособные экономические комплексы и кластеры, создаются условия для привлечения и удержания капиталов. Система применяется на всех фазах разработки и реализации Стратегии:

  • Диагностика текущего состояния: оценка конкурентоспособности по направлениям конкуренции, в разрезе экономических комплексов и экономических зон.
  • Доктрина развития: определение ценностей, приоритетов и целеполагание (формирование дерева: главная стратегическая цель – стратегические цели (для направлений конкуренции, экономических комплексов и экономических зон) – цели – задачи).

План мероприятий по реализации Стратегии: формирование системы мероприятий и ключевых проектов

 

Рисунок 1

 

Таким образом, система совмещает два уровня рассмотрения региона: внешний, отражающий конкурентные позиции рассматриваемого региона относительно других регионов в разрезе семи направлений межрегиональной конкуренции, и внутренний, описывающий структуру базовых экономических комплексов (с выделением, в увязке с экономическими комплексами, кластеров и флагманских проектов) в разрезе экономических зон, учитывающих формирование городских агломераций.

Семь направлений конкуренции могут быть интерпретированы и применительно к бизнесу (предприятиям, хозяйственным комплексам), и применительно к региону, что делает систему удобным инструментом описания взаимосвязанных процессов – конкуренции регионов и предприятий так и – повышения конкурентоспособности за счет комплексных шагов по всем направлениям конкуренции единовременно.

Поскольку прямое измерение и сравнение регионов по направлениям межрегиональной конкуренции зачастую затруднено, используются соответствующие показатели деятельности экономических комплексов и субъектов бизнеса, исходя из гипотезы, что достижения бизнеса являются следствием созданных в регионе общих условий.

Внутренняя структура социально-экономического развития региона описывается моделью AV Galaxy и отражается набором показателей следующим образом:

  • Регион в целом.
  • Экономические зоны.
  • Базовые экономические комплексы, которые детализируются на подкомплексы и отрасли.
  • Межотраслевые кластеры.
  • Меры и проекты, обеспечивающие реализацию поставленных экономических и социальных целей.

Для анализа глобальной конкурентоспособности региона в рамках модели «Галактика» (AV Galaxy) применяется методика AV Regions Competitiveness Index (AV RCI, Индекс конкурентоспособности регионов) Консорциума Леонтьевский центр – AV Group. Результаты исследований публично обсуждались/представлялись на различных мероприятиях, и активно применяются в научно-исследовательских работах и при разработке стратегий регионов.

Индекс конкурентоспособности регионов – комплексная оценка, характеризующая фактическую способность территорий конкурировать за ресурсы и рынки сбыта.

Индекс конкурентоспособности регионов AV RCI. Полюсы роста России. Южный полюс роста и позиция Краснодарского края

В исследовании полюсов роста России в зависимости от полученного рейтинга выделены несколько групп по уровню конкурентоспособности. Краснодарский край входит в Группу 1 (регионы-лидеры), которая включает в себя 9 регионов. Эти регионы образуют центры полюсов роста, являются ключевыми драйверами развития экономики страны. В число регионов-лидеров входят: г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская область, Республика Татарстан, Краснодарский край, Свердловская область, Ханты-Мансийский АО, Красноярский край, Ростовская область. Данная группа регионов-лидеров формирует «группу сравнения» для оценки конкурентоспособности (регионы, являющиеся ключевыми конкурентами Краснодарского края за ограниченные ресурсы). На долю регионов-лидеров приходится 48% ВРП, 41% инвестиций, 33% экономически активного населения.

Рисунок 2

Структурирование полюсов роста и дальнейшая диагностика полюсов роста отражает территориальное и экономическое взаимодействие регионов. Синергетическое развитие полюсов роста позволяет таким территориям быть конкурентоспособными на мировом уровне.

Рисунок 3

Регионы-лидеры и формируемые ими полюса роста оказывают ключевое влияние на социально-экономическое развитие регионов, входящих в такие полюса. Регионы-лидеры обеспечивают возможности для менее конкурентоспособных регионов, входящих в полюс роста.

Одним из ключевых полюсов роста России является Южный полюс роста, в котором лидерами являются Краснодарский край, Ростовская область, Ставропольский край и Волгоградская область, и для которого Краснодарский край является «локомотивом» развития.

Уровень конкурентоспособности очень высокий – по Индексу AV RCI Краснодарский край занял 5 место в России (ключевые конкуренты – «регионы-лидеры»). Краснодарский край постоянно входит в число регионов-лидеров рейтинга, занимая последние 4 года места от 2 до 5. Высокую оценку конкурентоспособности Краснодарский край получил по направлениям «Рынки», «Человеческий капитал», «Природные ресурсы», а ключевой проблемной зоной является низкий уровень конкурентоспособности по направлению «Инновации и информация». По направлениям «Институты» и «Инвестиции и финансовый капитал» Краснодарский край занимает средние относительно группы сравнения позиции.

Краснодарский край имеет значительный потенциал роста конкурентных позиций в мировой экономике (сегодня разрыв проблемных направлений Краснодарского края с мировыми лидерами значительный), однако это требует совместных усилий регионов, входящих в Южный полюс роста. Самостоятельно Краснодарский край, являясь одним из ключевых регионов России, недостаточно конкурентоспособен на мировом уровне, значительно отставая по ключевым направлениям конкуренции от мировых лидеров, прежде всего, по человеческому капиталу, институтам, инновациям и технологиям, также существует разрыв по инвестициям и качеству пространства (для оценки глобальной конкурентоспособности Краснодарский край был сопоставлен с семнадцатью зарубежными регионами-аналогами, отобранными для исследования). Рост конкурентоспособности Краснодарского края на протяжении последнего десятилетия был обеспечен за счет опережающих темпов роста экономики, при высоком потенциале роста ВРП на душу населения, уровня промышленного производства и производительности труда.

При рассмотрении края как «локомотива» Южного полюса роста, необходимо ставить задачи конкуренции на уровне мировых полюсов роста развитых стран и динамичных развивающихся стран (прежде всего стран БРИКС).

Стратегические вызовы: глобальные тенденции мирового развития

В настоящее время существуют следующие основные глобальные тенденции и факторы развития мировой экономики, которые необходимо учитывать при разработке долгосрочных стратегий развития (для удобства все тенденции сгруппированы по 7 направлениям конкуренции).

Рисунок 4

Краснодарский край-2017 – российский регион-лидер, привлекательный для жизни, отдыха и ведения бизнеса, качественно использующий природно-ресурсный потенциал и инвестиции, успешно выполняющий международные и федеральные функции и проекты. С точки зрения глобальной конкурентоспособности край имеет системные проблемы в развитии человеческого капитала, инноваций и пространства

Конкурентные преимущества:

  1. Амбиции и опыт российского региона-лидера: большой пятимиллионный внутренний рынок, ежегодно принимающий более пятнадцати миллионов туристов, и транспортно-логистический хаб в центре двадцатимиллионного Южного полюса роста (регионы Юга России, входящие в состав Южного и Северо-Кавказского федеральных округов).
  2. Административный ресурс – опыт успешного выполнения международных и федеральных функций и проектов.
  3. Высокая привлекательность для жизни, отдыха и ведения бизнеса; высокая предпринимательская активность.
  4. Потенциал развития умной экономики.
  5. Богатые и эффективно используемые природные ресурсы (основа развития ключевых экономических комплексов края: торгово-транспортно-логистического, агропромышленного, санаторно-курортного и туристского): компактное сочетание морей, равнин, предгорья и гор.; мягкий климат, чистый воздух и уникальные природные объекты горных и предгорных территорий, месторождения минеральных вод и лечебных грязей, большое видовое разнообразие растительного и животного мира.
  6. Южный форпост России – уникальное геостратегическое положение (пересечение торгово-транспортно-логистических потоков (Европы, Средиземноморья, Ближнего Востока и Средней Азии), морская и сухопутная государственные границы) и высокий уровень развития инфраструктуры (ключевые южные транспортные артерии и порты Азово-Черноморского бассейна).
  7. Высокая инвестиционная привлекательность и развитая кредитно-финансовая инфраструктура края.

Ключевые проблемы:

  1. Низкая глобальная конкурентоспособность ключевых экономических комплексов.
  2. Инертность институциональной системы.
  3. Системные проблемы в области развития человеческого капитала.
  4. Отсутствие экосистемы инноваций.
  5. Высокая антропогенная нагрузка и низкое качество системы устойчивого развития.
  6. Значительные пространственно-инфраструктурные ограничения.
  7. Высокая зависимость от внешних финансовых институтов при недостаточном качестве внутренней системы управления финансами и привлечения инвестиций.

Ценности и приоритеты Краснодарского края

Стратегия развития Краснодарского края опирается на ценности и принципы, зафиксированные в Уставе Краснодарского края, являющемся государственно-правовой основой социально-экономической, политической и культурной жизни края, выражающем волю и интересы населения Краснодарского края. В Уставе утверждаются принципы правового государства и гражданского общества, ориентированные на социально-экономическое, политическое и культурное развитие края, учитывающее уникальные природные богатства и историко-культурные ценности края и необходимость их рационального использования в интересах всего населения края и будущих поколений его жителей.

Человек – высшая ценность Стратегии. Создание благоприятных условий для привлечения, удержания и развития человеческого капитала, применения талантов и компетенций каждого на общее благо Краснодарского края – ключевой приоритет Стратегии.

Одним из основных приоритетов Стратегии является обеспечение опережающего социально-экономического развития, предполагающего экономический рост от 3,9 до 5,4% годовых на основании расчетов базового и оптимистического сценариев (среднегодовой накопленный прирост ВРП за период с 2016 г. по 2030 г.), при росте ВРП на душу населения в 1,3-1,5 раза к 2024 г. и в 1,5-1,8 раза к 2030 г.

В результате реализации Стратегии будет обеспечено увеличение ВРП по паритету покупательной способности до уровня от 150,5 до 168,4 млрд USD в 2024 г. и от 181,5 до 220,0 млрд USD – в 2030 г.

Не менее чем в 2 раза к 2030 г. вырастет объём промышленного производства.

Одним из ключевых приоритетов в сфере развития агропромышленного комплекса будет являться повышение уровня экологизации АПК до 60-80% (доля сельскохозяйственных угодий, соответствующих стандарту экологизированного АПК).

Объём экспорта продукции, произведенной в Краснодарском крае, в 2030 г. составит порядка 27 млрд USD, а в случае реализации оптимистического сценария развития региона может превысить 31 млрд USD. При этом доля несырьевого неэнергетического экспорта в общем объеме регионального экспорта к 2030 г. будет составлять от 65% до 85%.

Для реализации Стратегии предприятиям региона необходимо привлечь 13-15 трлн руб. инвестиций в основной капитал. При этом доходы консолидированного бюджета края составят от 600 до 800 млрд руб.

Будут обеспечены средние темпы прироста производительности труда от 4,2% до 5,5% в год на протяжении периода 2019-2024 гг., при приросте производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых отраслей, таких как промышленность, строительство, транспорт, сельское хозяйство и торговля, темпами не ниже 5% в год.

Будет обеспечено снижение уровня бедности: снижение доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума с 11,7% в 2016 г. до 5,2% в 2024 г. и до 3,7% в 2030 г. в базовом сценарии, достижение минимального уровня бедности и вхождение края в число регионов-лидеров с наименьшим уровнем бедности в оптимистическом сценарии.

Рост производительности труда позволит к 2030 г. увеличить средний размер заработной платы до уровня, превышающего 50 тыс. руб.

Увеличение среднегодовых объемов ввода жилья к 2030 г. в 1,2-1,4 раза по сравнению с 2016 г. позволит обеспечить растущее население и гостей края современным и качественным жильём, создаст прочную основу для реализации человеческого потенциала.

Итогом реализации стратегии развития, привлечения и удержания человеческого капитала должно стать увеличение населения региона до 6,2-6,3 млн чел. при уровне ожидаемой продолжительности жизни не менее 80 лет. Развитие туристско-рекреационного комплекса в сочетании с качественной трансформацией городской среды и повышением качества жизни населения будет стимулировать увеличение количества туристов, посещающих Краснодарский край, которое к 2030 г. превысит 22 млн чел. в год и, согласно оптимистическому сценарию, может достичь уровня в 24 млн чел.

Будут достигнуты значительные успехи в трансформации человеческого капитала, инновационной и институциональной среды Краснодарского края, которые позволят региону войти в число 7 (а при реализации оптимистического сценария - в число 5) ведущих регионов России (согласно комплексной оценке уровня конкурентоспособности RCI по данным направлениям).

Приоритеты и цели развития Краснодарского края согласованы с приоритетами и целями развития Российской Федерации, сформулированными в таких документах как: Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период, Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, а также в других долгосрочных отраслевых стратегиях, концепциях и доктринах, принятых и утвержденных на федеральном уровне.

Краснодарский край стремится к лидерству в развитии и привлечении человеческого капитала. Край готов быть пилотным регионом в рамках глобальных проектов развития человеческого капитала: стимулировании развития модели «обучение всю жизнь» и модели «развития молодых талантов и предпринимателей» с целью обеспечения глобального технологического лидерства России.

Краснодарский край готов быть пилотным регионом развития «умной экономики»: кластерной активации в приоритетных направлениях и стимулировании развития высокотехнологических бизнесов, создании модели государственного управления третьего поколения на базе региональной информационной платформы.

Краснодарский край – лидер Южного полюса роста. В Стратегии проработана задача повышения качества взаимодействия с соседними регионами и усиления международной интеграции.

Краснодарский край делает ставку на развитие агломераций, сбалансированное территориально-пространственное развитие городов и сельских поселений.

Краснодарский край будет вести активную кластерную активацию в рамках Южного полюса роста по следующим направлениям:

  • Развитие Южного агропромышленного кластера.
  • Развитие туристско-рекреационного кластера Юга России.
  • Развитие Южного торгово-транспортно-логистического кластера.
  • Развитие кластера умная промышленность Юга России.
  • Развитие кластера социальных и креативных индустрий Юга России.

Главная стратегическая цель Стратегии (видение целевого состояния):

ГСЦ  Краснодарский край-2030 – глобальный устойчивый конкурентоспособный регион умных, здоровых и творческих людей, магнит для талантов и предпринимателей, лидер Южного полюса роста России.

Рисунок 8

Рисунок 9

Стратегическое видение в разрезе семи направлений конкуренции

G1. Рынки. Ключевые экономические комплексы края конкурентоспособны на российском рынке, лидеры – глобально конкурентоспособны. Сформированы сбалансированные кластеры-лидеры развития Южного полюса роста.

G2. Институты. «Край предпринимательства» (на уровне крупного, среднего и малого бизнеса), конкурентоспособных кластеров и эффективного государственного управления на основе сбалансированной системы государственных, частных, государственно-частных и общественных институтов.

G3. Человеческий капитал. Регион-лидер в накоплении человеческого капитала как ключевого актива – основы долгосрочной конкурентоспособности, обеспечивший лучшие условия для развития и самореализации жителей Краснодарского края – гостеприимных, открытых, мотивированных людей, умеющих находить баланс консервативного и прогрессивного, ценящих здоровье, семью и дружеское общение, наслаждающихся долголетием.

G4. Инновации и информация. Территория умной экономики, ориентированной на реализацию потенциала молодых талантов и предпринимателей, обеспечивающих глобальное технологическое лидерство России.

G5. Природные ресурсы и устойчивое развитие. Регион, обладающий разнообразными (в т.ч. уникальными) природными системами, сберегаемыми для будущих поколений, и высоким уровнем экологической безопасности, эффективно использующий природные ресурсы на основе соблюдения принципов устойчивого развития для обеспечения высокого качества жизни жителей края и воспроизводства человеческого потенциала России.

G6. Пространство и реальный капитал. Лидер Южного полюса роста, территория, обладающая устойчивой системой расселения в парадигме «умных городов и сел», созданных для людей, сохраняющих и развивающих поликультурные традиции и природу Кубани и Азово-Черноморского побережья; рационально и эффективно используемое комфортное пространство жизнедеятельности населения и гостей региона с высоким качеством среды обитания.

G7. Инвестиции и финансовый капитал. Краснодарский край и его ключевые субъекты инвестиционно привлекательны на мировом уровне, создана эффективная инвестиционная среда, ориентированная на инновации в традиционных и новых секторах экономики, бюджет края сбалансирован и имеет низкую зависимость от федерального уровня.


  • В рамках подготовки к реализации Стратегий социально-экономического развития Кубани до 2030 г. муниципалитеты региона приступают к разработке собственных Стратегии развития территорий. О готовности работы в этом направлении сообщили главы 31 из 44 муниципальных образований края. По словам вице-губернатора Кубани Игоря Галася, Стратегии появятся, в первую очередь, у наиболее крупных муниципальных образований и агломерационных центров. В частности, речь идет о Краснодаре, […]
    14.06.2018
    До конца 2018 года на Кубани примут Стратегию развития региона до 2030 года. Основополагающий документ призван сменить структуру бюджетных трат, привлечь дополнительные инвестиции и обеспечить рост экономики в 4%
    01.03.2018
    На инвестфоруме в Сочи управляющий директор консорциума «Леонтьевский центр — AV Group» Алексей Крыловский и директор ресурсного центра по стратегическому планированию, научный руководитель проекта Борис Жихаревич дали телеканалу «Кубань 24» эксклюзивное интервью. — Сколько человек создавали стратегию социально-экономического развития «Кубань-2030» и сколько по времени это заняло? — В этом процессе приняли участие более 1 тыс. человек. Были проведены и реализованы […]
    20.02.2018
  • До конца 2018 года на Кубани примут Стратегию развития региона до 2030 года. Основополагающий документ призван сменить структуру бюджетных трат, привлечь дополнительные инвестиции и обеспечить рост экономики в 4%
    01.03.2018
    На инвестфоруме в Сочи управляющий директор консорциума «Леонтьевский центр — AV Group» Алексей Крыловский и директор ресурсного центра по стратегическому планированию, научный руководитель проекта Борис Жихаревич дали телеканалу «Кубань 24» эксклюзивное интервью. — Сколько человек создавали стратегию социально-экономического развития «Кубань-2030» и сколько по времени это заняло? — В этом процессе приняли участие более 1 тыс. человек. Были проведены и реализованы […]
    20.02.2018
  • О САЙТЕ

    Сайт создан в рамках разработки "Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края". Основные задачи сайта – обеспечение максимальной открытости процесса разработки Стратегии, информирование общественности об этапах работы, а также привлечение к обсуждению широких кругов заинтересованных участников. Мнение создателей сайта может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций и участников обсуждений. Использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.